Могут ли действия работодателя лишить работника льготной пенсии?

Иногда работники даже не подозревают о том, что положенная
им льготная пенсия не будет начислена из-за невнимания
работодателя к оформлению документов. По результатам
судебной практики автор выявил самые распространенные ошибки
работодателей.

Льготными пенсиями называют досрочные трудовые пен-
сии по старости, назначаемые в соответствии со ст. 27 Фе-
дерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Феде-
рации» [1]. Этой статьей предусмотрены льготные основа-
ния для назначения пенсий по старости отдельным категори-
ям работников. Отступление от общего правила обусловлено
предоставлением со стороны государства особой поддерж-
ки тем работникам, чья трудовая деятельность связана с тя-
желыми или опасными условиями труда [2], а также тем, чьи
профессии признаны социально-значимыми [3]. Преферен-
ции выражаются в виде предоставления им ряда льгот и воз-
можностей, в том числе льготный подсчет трудового стажа и
досрочный выход на пенсию.
Однако нередки случаи, когда работники, обладающие правом на
льготную пенсию, выработав необходимое количество лет, обращают-
ся в Пенсионный фонд РФ за ее назначением, но им отказывают. И, как
правило, отказывают из-за ошибок, допущенных работодателем.
В настоящей статье проанализируем самые распространенные из
них, большей частью относимые к назначению льготных пенсий ра-
ботникам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране
здоровья в учреждениях здравоохранения, и работникам, осуществля-
ющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
• Направление работника на курсы специализации или курсы
повышения квалификации.
Повышение квалификации работников предусмотрено трудовым
законодательством [4]. Необходимость профессиональной подго-
товки и переподготовки кадров для собственных нужд определя-
ется работодателем. Более того, работодатель обязан проводить
повышение квалификации работников, если это является услови-
ем выполнения работниками определенных видов деятельности.
То есть обучение на таких курсах — профессиональная и производ-
ственная необходимость, а периоды нахождения на курсах повыше-
ния квалификации являются периодами трудовой деятельности ра-
ботника и должны включаться в стаж работ для назначения льгот-
ной пенсии.
По правилам, направление работника на повышение квалификации
оформляется приказом (распоряжением) руководителя о направлении
на курсы (семинары) [5]. Несмотря на то, что обучение на курсах про-
ходит с отрывом от работы, за работником сохраняется и должность, и
средняя заработная плата, с которой производятся отчисления стра-
ховых взносов в Пенсионный фонд РФ. При этом включению в стаж для
назначения льготной пенсии подлежит каждый такой период вне зави-
симости от его продолжительности.
Надо заметить, что судебная практика по этому вопросу однознач-
но положительная при достаточности оснований в подтверждение на-
правления на повышение квалификации и успешного ее прохождения.
Поэтому остается непонятным, почему органы Пенсионного фонда РФ,
осуществляя проверку достаточности стажа для назначения льготной
пенсии, выносят отрицательные решения, исключая периоды обучения
на курсах повышения квалификации.

Практика
Так, решением Красносельского районного суда Санкт-Петербурга
от 8 февраля 2011 года по иску К. С. к Управлению пенсионного фонда
РФ в Красносельском районе Санкт-Петербурга требования о включе-
нии в специальный стаж в том числе периодов обучения на курсах по-
вышения квалификации — удовлетворены. Определением кассацион-
ной инстанции решение оставлено без изменения. При этом ввиду то-
го, что заявитель работала в Бюро судебно-медицинской экспертизы,
стаж работы в котором согласно Списку, утвержденному постановле-
нием Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781, засчитывается в
льготном исчислении, указанные периоды судом включены в стаж так-
же в льготном исчислении — один год как один год и шесть месяцев.
По другому делу, Колышлейский районный суд Пензенской области
5 марта 2008 года вынес решение об удовлетворении требований ис-
тицы о включении в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии
по старости в связи с педагогической деятельностью — включил в ее
специальный стаж периоды нахождения на курсах повышения квали-
фикации. Кассационная инстанция постановленное решение оставила
без изменения, указав при этом, что Управление Пенсионного фонда
РФ по Колышлейскому району Пензенской области необоснованно по-
ставило истицу в неравное положение с другими гражданами, периоды
работы которых в вышеназванных должностях засчитаны в специаль-
ный стаж, что противоречит конституционному принципу справедливо-
сти, а также принципу равенства всех перед законом, закрепленному в
ст. 19 Конституции РФ.
Вышеуказанные доводы аналогично применимы и к служебным ко-
мандировкам работников [6], работающих на соответствующих Спи-
скам должностях и работах, имеющих право на досрочную пенсию, и к
периодам отрыва от работы в связи с участием (поездками) на конфе-
ренции и семинары (короткие временные отрывы от работы). Все эти
периоды также подлежат включению в стаж при условии, что направ-
ление работника оформлено приказом и в приказе указано основание
убытия работника и сохранение за ним должности и средней заработ-
ной платы.
• Отсутствие отчислений за работника страховых взносов в
Пенсионный фонд РФ.
Нередки случаи, когда работодатель не надлежаще исполняет свои
обязательства по уплате обязательных страховых взносов за работника.
В результате, при подсчете стажа, необходимого для выхода на льгот-
ную пенсию, из него могут исключить даже те периоды, которые при со-
блюдении работодателем уплаты отчислений бесспорно должны были
бы входить в него. Под страховыми взносами понимаются взносы в Пен-
сионный фонд, Фонд социального страхования, фонды — Федеральный
и территориальные — обязательного медицинского страхования.
Обращаем внимание, что работодатель обязан осуществлять обя-
зательное социальное страхование работников в порядке, установ-
ленном федеральными законами [7]. В том числе, согласно Закону об
обязательном пенсионном страховании, страхователи обязаны заре-
гистрироваться в установленном порядке в территориальных органах
страховщика (территориальные отделы Пенсионного фонда РФ) [8],
своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пен-
сионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с на-
числением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд [9].
Неисполнение обязательных отчислений для работодателя влечет
наступление неблагоприятных последствий (санкций) в виде привле-
чения к ответственности, а для работника фактическое отсутствие от-
числений в итоге становится причиной отказа в назначении досрочной
трудовой пенсии. Как итог, в стаж граждан, надлежащим образом вы-
полнявших работу по трудовому договору и в силу закона признанных
застрахованными лицами, не засчитываются периоды работы, за ко-
торые страховые взносы начислялись, но не уплачивались. Тем самым
они безосновательно лишаются и части своей трудовой пенсии, чем
нарушаются гарантируемые ст. 39 (чч. 1 и 2) Конституции Российской
Федерации пенсионные права [10].
Поэтому важно понимать, что отказ Пенсионного фонда РФ в назна-
чении льготной пенсии по этому основанию не правомерен. Неуплата
страхователем (работодателем) в установленный срок или уплата не в
полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в пользу ра-
ботающих у него по трудовому договору застрахованных лиц, не долж-
на препятствовать реализации ими права своевременно и в полном
объеме получить трудовую пенсию.

Практика
Судебная практика по данному вопросу почти отсутствует, осо-
бенно, что касается вопросов о восстановлении пенсионных прав
лицам, осуществляющим медицинскую и педагогическую деятель-
ность. Однако проблема отказа органов Пенсионного фонда на этом
основании (то есть ввиду неисполнения работодателем обязанно-
сти уплаты страховых взносов за работника в Пенсионный фонд РФ)
в назначении досрочной пенсии существует. В связи с этим приве-
дем в пример недавнее решение суда Московской области по данно-
му вопросу, доводы которого, по мнению автора статьи, могут быть
применимы и в отношении других категорий работников, претендую-
щих на льготную пенсию.
Истица обратилась в Щелковский городской суд Московской обла-
сти с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ о включении перио-
да работы в страховой стаж при начислении пенсии. Судом в удовлет-
ворении ее требований было отказано ввиду того, что в выписке ее ли-
цевого счета застрахованного лица нет сведений о стаже и заработке
за спорный период работы, то есть работодателем не производились
необходимые отчисления в Пенсионный фонд. Кассационная инстан-
ция указанное решение отменила и удовлетворила требования исти-
цы в полном объеме, указав, что на истицу, как на застрахованное ли-
цо по обязательному пенсионному страхованию, не может возлагать-
ся риск последствий ненадлежащего исполнения страхователем (ра-
ботодателем) своих обязательств по перечислению страховых сумм в
Пенсионный фонд РФ (Определение Московского областного суда от
20.12.2011 г.).
• Нахождение работника в отпуске по беременности и родам, а
также в отпуске по уходу за ребенком.
Ситуация с периодом нахождения в отпуске по беременности и ро-
дам, как правило, сложностей не вызывает. В соответствии с Трудо-
вым кодексом РФ [11] отпуск по беременности и родам оформляется
листком нетрудоспособности (больничным листом) и поэтому чаще
всего не исключается из стажа работниками Пенсионного фонда РФ.
Продолжительность отпусков по беременности и родам по общему
правилу составляет 70 календарных дней до родов и 70 календарных
дней после родов [12].
С периодом же нахождения работника в отпуске по уходу за ребен-
ком (до полутора или до трех лет) ситуация немного сложнее. Дело в
том, что в настоящее время Трудовой кодекс РФ прямо оговаривает,
что этот период засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж,
а также в стаж работы по специальности, кроме случаев назначения
досрочной трудовой пенсии по старости [13]. Вместе с тем законом
установлено, что по волеизъявлению и в интересах застрахованного
лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по
старости по нормам Федерального закона «О трудовых пенсиях в Рос-
сийской Федерации», периоды работы до 1 января 2002 года могут
быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных пра-
вовых актов [14]. До вступления в силу Закона Российской Федерации
от 25 сентября 1992 года № 3543–1 «О внесении изменений и допол-
нений в Кодекс законов о труде РФ» ст. 167 КЗоТ РСФСР предусма-
тривала включение периода нахождения женщины в отпуске по уходу
за ребенком в специальный стаж работы, дающий право на досрочное
назначение пенсии по старости. После вступления его в законную силу
(6 октября 1992 года) этот период перестал включаться.
То есть гражданину, работающему в соответствующих Спискам
должностях и учреждениях, воспользовавшемуся правом на отпуск по
уходу за ребенком после изменения законодательства, этот период не
будет засчитываться в льготный стаж для назначения досрочной пен-
сии. Эта дата действительно является пресекательной. Однако следу-
ет отметить, что период нахождения работника в отпуске по уходу за
ребенком будет включаться в специальный стаж в том случае, когда
приказ о назначении отпуска по уходу за ребенком датирован, к при-
меру, 5 октября 1992 года, притом — полный его период.

Практика
Октябрьским районным судом г. Ижевска удовлетворены требова-
ния истицы, просившей суд включить в ее специальный стаж лечебной
деятельности, дающий право на досрочное назначение трудовой пен-
сии по старости, периоды ее нахождения в отпуске по уходу за ребен-
ком в возрасте до трех лет, не включенный ранее Пенсионным фондом
в ее специальный стаж лечебной деятельности, вплоть до 18 сентября
1994 года (Решение Октябрьского районного суда г. Ижевска УР от
01.03.2011 г.).
По другому дел, суд также включил в стаж и обязал Пенсионный
фонд назначить истице досрочную пенсию по старости как лицу, не ме-
нее 25 лет осуществляющему педагогическую деятельность в учреж-
дениях для детей, независимо от возраста. При этом указал, что отпуск
по уходу за ребенком с 6.10.1992 года подлежит зачету в специальный
стаж, поскольку установлено, что отпуск у истца начался до внесения
изменений в ст. 167 КЗоТ РСФСР, то есть до 6 октября 1992 года, и с
учетом положений ст. 6 ч. 2, ст. 15 ч. 4, ст. 17 ч. 1, ст. ст. 18, 19 и 55 ч.
1 Конституции РФ, весь период отпуска по уходу за ребенком подле-
жит включению в специальный стаж для назначения досрочной трудо-
вой пенсии по старости (Решение Московского областного суда РФ от
08.09.2011 г.).
Вышеуказанные ошибки работодателей приводят к отказу Пенси-
онного фонда РФ в назначении работникам льготной пенсии. Конечно,
эти периоды, в случае если они все-таки исключены из специального
трудового стажа, при достаточности оснований могут быть восстанов-
лены в судебном порядке.
В целях единства в правоприменительной практике, а также во из-
бежание длительных судебных процессов будет справедливым отме-
тить, что существуют периоды, которые действительно не учитывают-
ся при подсчете стажа для назначения льготной пенсии. Речь идет об
отпусках без сохранения заработной платы; периодах работы на не-
соответствующих утвержденным спискам должностях, работах и про-
фессиях (если они не были предусмотрены ранее действующим зако-
нодательством); периодах работы хотя и на предусмотренных утверж-
денными списками должностях, работах и профессиях, однако не
имеющих официального подтверждения (без записи в трудовой книж-
ке и при отсутствии иных подтверждающих документов) и в некоторых
других случаях.
Не включаются также отпуска по уходу за ребенком, назначен-
ные работникам после той самой пресекательной даты — 6 октября
1992 года. Поскольку так называемый «льготный» или «специальный»
стаж исчисляется в календарных днях, фактически отработанных на
соответствующих видах работ или в соответствующих должностях без
условия непрерывности, то периоды работы на должностях, не соот-
ветствующих спискам, утвержденным Правительством РФ, даже если
они имели место быть между так называемыми учитываемыми перио-
дами работы, при условии исключения установления их тождественно-
сти и оспоримости по иным основаниям, также не включаются в специ-
альный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.
В настоящее время обсуждается принятие отдельного федерально-
го закона, который будет регулировать назначение пенсий отдельным
категориям работников,— Закона о профессиональных пенсионных
системах, проект которого уже внесен в Государственную Думу [15].
Отметим лишь, что связывать его с Законом о трудовых пенсиях бу-
дет то, что льготные пенсии по новому закону будут назначаться в тех
случаях, если застрахованные лица проработали на соответствующих
видах работ менее половины требуемого срока, а также если лица при-
няты для выполнения этих работ после дня вступления в силу нового
закона. Если же на дату вступления в силу Закона о профессиональных
пенсиях работники, претендующие на назначение льготной пенсии,
выработали необходимый стаж, условия ее назначения будут регули-
роваться Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской
Федерации».
1. Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в
Российской Федерации».
2. Список № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на
подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условия-
ми труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старо-
сти) на льготных условиях; Список № 2 производств, работ, профессий, долж-
ностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в
которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных услови-
ях, утвержденные постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января
1991 г. № 10.
3. Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж ра-
боты, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости
лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для де-
тей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых
пенсиях в Российской Федерации»; Список должностей и учреждений, рабо-
та в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назна-
чение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную
деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения,
в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях
в Российской Федерации», утвержденные постановлением Правительства РФ
от 29 октября 2002 г. № 781; Список профессий и должностей работников теа-
тров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая
работа которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 82 За-
кона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» (утв. Постановлением СМ
РСФСР от 28 августа 1991 г. № 447).
4. Статья 112 КЗоТ РСФСР, статья 196 Трудового кодекса РФ.
5. Письмо Министерства финансов РФ от 16 мая 2002 г. № 04–04–06/88.
6. Статья 167 Трудового кодекса РФ.
7. Статья 22 Трудового кодекса РФ.
8. Статья 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обяза-
тельном пенсионном страховании в Российской Федерации».
9. Статья 14 Федеральный закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обяза-
тельном пенсионном страховании в Российской Федерации».
10. Пункт 4.3 Постановления Конституционного Суда РФ от 10 июля 2007 года
№ 9-П по делу о проверке конституционности п. 1 ст. 10 и п. 2 ст. 13 Федераль-
ного закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и абзаца 3 п. 7
Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капи-
тал, в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Учалин-
ского районного суда Республики Башкортостан и жалобами граждан А. В. До-
кукина, А. С. Муратова и Т. В. Шестаковой.
11. Статья 255 Трудового кодекса РФ «Отпуска по беременности и родам».
12. Там же.
13. Статья 256 Трудового кодекса РФ «Отпуска по уходу за ребенком».
14. Пункт 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 го-
да № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел,
связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии».
15. Проект Федерального закона № 183353–3 «Об обязательных профессиональ-
ных пенсионных системах в Российской Федерации» (принятый Государствен-
ной Думой 26 июня 2002 года в первом чтении).

Анастасия Метелева
Публикация в Ежемесячном практическом Журнале  "Трудовое право" №9 (151) сентябрь 2012